Российские акционерные общества обязаны публиковать свою финансовую отчётность. Обычно крупные компании размещают основные финансовые документы на своих сайтах. Отчётность по МСФО или РСБУ позволяет потенциальным инвесторам оценить текущее финансовое состояние компании. На основе массива бухгалтерских данных делаются прогнозы относительно финансового будущего компании.
"Прозрачность" бизнеса обеспечивается не только публикацией бухгалтерских документов. Многие фирмы размещают на своих сайтах различные внутренние документы, которые дают возможность оценить качество управленческих решений. Банк России разработал для крупных корпораций
специальные стандарты корпоративного управления. Соответствие этим жёстким правилам помогает организации быть более "прозрачной" в глазах инвесторов.
Непубличные коммерческие организации не обязаны публиковать свою финансовую отчётность в открытом доступе. Многие частные фирмы предоставляют финансовые отчёты по запросу инвесторов или требованию государственных органов.
В России существует огромное количество микропредприятий, которые ведут "тетрадную" отчётность. Они работают неофициально, нарушая действующее законодательство. Доходы и расходы "чёрные" предприниматели заносят в электронные таблицы и школьные тетради в клеточку. Системный бухгалтерский учёт микропредприятия не ведут.
Зачем компании нужна финансовая "прозрачность"? Подробное раскрытие информации о деятельности фирмы необходимо для привлечения заёмного капитала и улучшения деловой репутации компании. Фирма, которая ведёт "чёрную" и "серую" бухгалтерию, не сможет получить деньги для развития и наладить взаимодействие с серьёзными контрагентами. Если предприниматель захочет продать бизнес, то ему придётся пройти процедуру due diligence. "Непрозрачную" компанию никто не захочет покупать.
Бухгалтерская отчётность не всегда отражает объективное положение дел в компании. Штат профессиональных бухгалтеров может по злому умыслу или устному приказу директора значительно исказить финансовые результаты деятельности фирмы. "Бухгалтерские миражи" вводят в заблуждение инвесторов и государственные органы в течение длительного периода времени. Всё тайное рано или поздно становится явным. Деловая репутация нарабатывается годами, а теряется за один день. Публикация недостоверной отчётности может подорвать доверие контрагентов и деловых партнёров. Восстановить репутацию организации будет крайне сложно.